Александр Васильев в Томске







Александр Васильев: «Канонов больше не существует»


 

Историк моды, коллекционер, писатель, ведущий «Модного приговора» Александр Васильев приезжает в Томск уже третью осень подряд. И неизменно притягивает к себе внимание множества женщин! Маэстро спрашивают о главных трендах сезона, его выездной школе, книгах и основах стиля и обязательно — как изменить отношение наших мужчин к моде…

 

Его мнение действительно интересует: в нем видят советчика и эксперта, прекрасно образованного и воспитанного человека с европейским менталитетом и мудрого, тонко чувствующего женскую аудиторию психолога.

 

В этом году Александр Васильев выбрал особенно интересную тему для встречи с со своими поклонницами — «Русский стиль в моде».Ни для кого не секрет, что русская женщина при любых обстоятельствах достойна и величественна своей красотой и привлекательностью. Она притягивала внимание, пробуждала любовь и поклонение великих художников, писателей, поэтов, музыкантов. На протяжении всего ХХ века русский стиль оказывал большое влияние на мировую моду. В разные периоды в фокусе внимания европейских творцов моды оказывались русские мотивы: меха, косоворотки, кокошники, жемчуг, душегреи, набивные рисунки, шапки-ушанки, золотая вышивка… Влияние русского стиля можно увидеть в коллекциях практически всех Домов мод прошлого столетия — от Coco Chanel и Lucien Lelong до Yves Saint-Laurent и Jean-Paul Gaultier.

Про секреты русского стиля Маэстро рассказывал вечером 23 октября со сцены БКЗ. А на дневной пресс-конференции в Пушкинской библиотеке нашел возможность дать развернутые ответы на все вопросы журналистов — как всегда делая это с особым артистизмом, шармом, юмором и фирменным обаянием.

 

— Александр, откуда на этот раз вы прибыли к нам в гости?

—Я прилетел к вам из Венеции, где провел 7 прекрасных дней со своей школой. Было + 17 градусов, солнечно. Мы гуляли в легкой одежде, посещали дворцы, музеи… Конечно же, в мире никто не верит, что Сибирь существует! И когда я сказал моим венецианским друзьям, что теперь улетаю в Томск, они спросили: «Где он находится?». Я пояснил: «В Сибири». Они и про нее стали спрашивать, долго пришлось рассказывать. Россия по-прежнему остается очень закрытой страной для мира, для многих загадочной.

 

— В Сибири можно быть модным?

— Затруднительно давать такие советы… Это то же самое, что отвечать на вопрос «Как сделать так, чтобы все африканцы были сытыми?». Мода требует индивидуального подхода: у всех разные фигуры, возраст, комплекция, финансовые возможности и не каждому надо модничать. У вас вьюга, здесь главное — утеплиться. Без меха в этом климате не проживешь, а в Европе считается, что его только живодеры носят. Вы же не сможете объяснить всем: «Если мы будем ходить в синтетике, нас заметет вьюга».

 

— Как сказывается на моде нынешний мировой кризис?

— Сильно сказывается: без продаж моды нет. Сегодня покупатель резко изменился: до кризиса работами дизайнеров больше всего интересовались богатые русские, украинцы и казахи, предпочитающие работы итальянских домов моды. Некоторые бренды жили только за счет торговли с перечисленными государствами. Это Dolce&Gabbana, Roberto Cavalli, Versace — в своем стиле они были нацелены на рынки этих стран.

Дизайнерам приходится переориентироваться, но они не знают, на кого. Богатых китайцев привлекает еда, а не одежда: в их родной стране столько вещей выпускают, что перекупать втридорога в Италии и Франции произведенную на их родине одежду им неинтересно. В итоге китайцы предпочитают рестораны, в Европе теперь везде предлагают китайское меню. Пищевая промышленность и ресторанная очень развиваются в кризис, и спасибо китайцам — они съедают все. А моде приходится сложнее: сегодня дизайнеры ищут рынок в Индии, Южной Африке, Бразилии, поэтому все, что выпущено в нынешнем сезоне, россиянкам вообще не нравится. В этих вещах нет акцента на грудь, талию, бедра, а типичный стиль «русская красавица» — это же локоны, губы, грудь, талия, бедра…

 

— Будут ли русские дизайнеры когда-нибудь диктовать моду?

— Для этого надо открыть границы и сделать безвизовый въезд. Никто сейчас даже не подозревает, что в России есть мода.

 

— А как же Ульяна Сергиенко?

— У нее украинская фамилия, она родилась в Казахстане, создает вещи в Париже… При чем тут Россия? Неважно, что она зовет себя русским дизайнером, Бриджит Бардо тоже говорила, что в ней есть что-то русское. Про наших дизайнеров никто в мире не знает. Надо заявлять о себе на международных форумах моды, а не внутри своей страны. В каждом российском городе есть свои «звезды»-кутюрье, у которых одевается местная элита, а за пределами города их не знают. Такая же проблема с иконами стиля: я уверен, в Томске они есть, но дальше школы, института никому эти модницы не известны, мы их не знаем, не видим. Кутюрье могут стараться сколько угодно, но если они не будут вариться в международном чане, то останутся местечковыми рукодельницами. Вязать хорошо, вышивать тоже, кто-то хорошо делает батик или симпатичные брошки, но это ремесленничество, пусть даже талантливое. Мы не можем начинать с брошки или сережек — нужно с образа. Кого мы хотим представить? Куклу Барби, интеллектуалку, ищущую любовницу, высокого профессионала, развратную кокетку?.. Это разные образы, у каждой женщины их веер.

 

 

— Из каких источников лучше узнавать о новых трендах?

— Из интернета. Не обязательно у блогеров, у них свои интерпретации. Лучше посмотреть первоисточники — сайты, где публикуются показы из Парижа, Милана. Изучите цвета, формы, крой — и тогда, даже не имея специального образования в области моды, вы сможете сделать выводы. Конечно, подиум и жизнь в Томске — разные вещи. Не нужно одеваться как на показе, но длину, покрои, цветовые сочетания вы можете подсмотреть.

 

— Какие главные направления в моде сегодня актуальны?

— Главное направление — ретро для европейской моды, мусульманство и милитари для мировой. Беженцы так заполонили Европу, что женщины уже боятся ходить в мини: возможно, скоро будет актуален стиль «беженка». Не всех он привлекает, но мода заставляет через «не хочу»: женщины когда-то не хотели снимать корсеты, отказывались стричь волосы. Жизнь заставила. Возможно, и паранджу придется носить.

 

— Какие головные уборы в моде этой зимой?

Самые популярные из мужских сейчас — шапки-ушанки из волка, которые  рекламируют во всех модных журналах. У женщин в тренде — этнические головные уборы эскимосов, канадских лесорубов. А вы, наверняка, найдете в Томске шапочки сибирских народов.

 

— Один из важных трендов сегодня — это борода. Почему ее нет у вас?

— У меня она окладистой не растет, татаро-монголы «прошли» по нашей семье. И на «Первом канале» нам запрещено носить бороды!

 

— Как можно объяснить моду на бороду?

— Я уже писал об этом много статей, а люди не верили мне, утверждая, что борода никогда не войдет в моду: она колется, поэтому не нравится женщинам. Но женщины жили с небритыми мужчинами долго, до XVIII века. Хотя все представители сильного пола и были с окладистыми бородами, потомство они давали исправно. Борода — это, с одной стороны, влияние мусульманства, с другой — ортодоксального православия. Сегодняшняя мода — пример неосознанного проявления религиозных чувств среди молодежи: они делают это потому, что модно. Те, кто первыми начал это делать, отращивали бороды по другим причинам. Моду копируют не потому, что разделяют чувства, это просто популярно. Например, тату ввели в моду заключенные, а те, кто сейчас их делает — не уподобляются деклассированным элементам, а просто хотят быть в тренде.

 

— А как вы относитесь к татуировкам?

— Я считаю, пока рано делать выводы, но рак кожи никто не отменял. Введение такого количества инородного элемента в тело, не может не вызвать хронического заболевания. Посмотрим на людей с тату лет через 50: все ли будет с ними хорошо. Также непредсказуемы гиалуроновые губы: как это будет дальше развиваться? Сколько людей уже вкололи себе ботокс, и он превратился в двойной подбородок, и теперь неизвестно, как его откачать... Медицина несовершенна: в 90-е все выворачивали губы наизнанку, так было модно, и подтяжки делали таким методом, что над бровью оставался шрам. Когда вижу 50-летних с такими шрамами, то знаю, когда их подтягивали.

 

— Вы считаете, серьезных вмешательств лучше избегать?

— Радикального ничего не нужно делать. Правильно питаться, делать массаж, использовать омолаживающий крем, ухаживать собой — это необходимо. А операции не нужны: если ничего не вредит здоровью, лучше не надо улучшать внешность. Она и так прекрасна, а при желании можно гримом что-то добавить.

 

— Что для вас мода — ветреная девушка или серьезная дама?

— Целеустремленный мужчина! Большинство модельеров — это мужчины. Женщины модой не занимаются, они только носят вещи, не надо путать потребителя и создателя. Это в России мода для женщин, 55% населения женщины, поэтому им приходится много внимания уделять внешнему виду. В Италии мода для мужчин — их больше, они стараются выделиться, привлечь внимание женщин. И надо понимать, что мода — это не только одежда, а ваш интерьер, книги, музыка, танцы, диета, отдых, собака, имя ребенка… Одежда — лишь внешнее проявление, ее человек, несведущий в моде, обыватель, замечает прежде всего. Но вещи надо отличать от моды, направления духовной мысли, его диктуют мужчина, женщины только следуют. Все лучшие парикмахеры, гримеры, создатели обуви, одежды и украшений — мужчины. Женщина нужна, чтобы купить, а не создать.

 

— Между тем, в России часто можно встретить неприятие мужчин к разговорам о моде… С чем оно связано?

— С «мачизмом» и неразвитым вкусом. В стране много матерей-одиночек, у мальчиков нет перед глазами примера, который мог бы дать им что-то в области моды. Их мама продолжает кокетничать — красит ресницы, клеит ногти, носит каблуки, а им приходится отвергать все то, что мама делает, иначе они будут выглядеть женственно или капризно. В итоге мальчики приходят к выводу: лучше они вообще не будут этим интересоваться, начнут избегать мира моды. Хотя он актуален и для мужчин, но объяснить это им будет трудно. Другой момент — большинство мам в России растит своих дочек принцессами, но никто не стремится сделать сыновей принцами. Большинство юношей в России растут хулиганами, а одна из составляющих образа принца — это элегантный гардероб.

 

— Как без скандалов и потерь переодеть своего молодого человека?

— Способ есть. Надо сделать подарок, подарить то, в чем вы хотите его увидеть. И следует вести себя умно, начинать всегда с того, что подаренный мамой свитер вам очень нравится, но к этой рубашке лучше подойдет другой… Мама — это святое, никогда не критикуйте ее, иначе разобьете семью. Говорите, что мамин свитер хорош, но носить будем вот это. Главное, чтобы первым словом мужчина услышал «да», никогда не начинайте со слова «нет». Первое, что вы должны сказать — «Ты герой, мой победитель, ты самый лучший! Но так одеваться мы больше не будем…». Иначе он обидится и найдет себе другую женщину, которая будет им восхищаться.

 

— С какого возраста лучше развивать стиль, уже с подросткового?

— В подростковом надо пробовать все, искать себя. До 25 лет длится тот период, когда возможно испытать все краски для волос, все стили. Тогда только можно найти свой собственный. Важно, чтобы родители позволяли своим детям такой поиск. И всегда их надо хвалить, чтобы они не делали хуже взрослым наперекор. Лучше восхититься: «Тебе так подходят синие волосы! Давай вместе подбирать краску. Эта гайка в носу великолепно смотрится, давай сделаем с двух сторон!». И дети сделают наоборот.

 

— Если говорить о семье, то в «Модном приговоре», который вы ведете, одна из главных тем — устройство личной жизни. В России это актуальная тема?

— Она волнует многих. Каждая женщина до 35 лет мечтает выйти замуж, после — поскорее разойтись. У нас была в программе директриса ЗАГСа, она сказала, что на 10 браков сейчас приходится 9 разводов в первый год совместной жизни. Обычно многие выходят замуж, не подумав: он ее встретил, на ней была мини-юбка, он решил, что она будет его женой. Дальше юбка кончилась, начались будни, а ему по-прежнему нравятся мини-юбки, он продолжает ходить в клубы.

 

— Как же избежать такого?

— Не знакомиться в ночных клубах или оставлять встреченных там мужчин в любовниках, не строить с ними личную жизнь, надо разделять увлечения и брак. Если в брачной жизни нет элемента расчета, она никогда не станет счастливой. Это не значит, что надо выходить замуж по расчету, но надо рассчитать хотя бы половину. Совет незамужним дамам: когда встретите «того самого» человека, задайте себе вопросы: что я буду делать с ним через год, два, три, десять, двадцать? И что мы вместе будет делать через 30 лет?.. Если ответите «не знаю», то не выходите за него замуж. У вас должны быть общие планы, интересы, увлечения, чтобы вам было о чем поговорить.

 

— Что для вас «вульгарный стиль»?

— Сейчас уже ничего, в XXI  веке в моде произошли глобальные изменения. Например, принято ходить в трусах по улице, а раньше это было немыслимо.

 

— Вам это неприятно?

— Почему, пусть люди живут, как хотят. Я не считаю, что мы имеем право критиковать других и никогда этого не делаю, только за деньги. В жизни у меня толерантное отношение ко всем.

 

— Но когда вы критикуете за деньги, то часто даете острые комментарии. Не боитесь ли обидеть тех, кого обсуждаете?

— Я обидел, может, и миллионы людей, но за это меня и читают, и деньги платят. Кому было бы интересно, если бы я говорил, что «все хорошо» и ничего не советовал?

 

— В чем уместнее всего приходить на ваши спектакли, какой наряд выбирать?

— Все зависит от возраста человека, от его данных. Кому-то хорошо в мини, а кому-то только в макси. Кто-то с работы едет, кто-то — из дома или салона красоты. Понятия «уместно», «должно» относительно моды остались в ХХ веке. Сегодня уместно, можно все и как угодно! Канонов больше не существует.

 

— Главное — найти свой стиль?

— Да, достигнуть собственной индивидуальности, поскольку ценится в человеке она, а не стереотипы, надо проявлять собственное «я» через одежду. Те, кто одет невзрачно, значит, у них и душа невзрачная, им нечего сказать.

 

— Как вы относитесь к архитектуре?

— Я думаю, это основа, все начинается с нее. Потом идет интерьер, его наполнение, затем уже одежда. Кстати, многие дизайнеры моды в прошлом были архитекторами: у них есть чувство пропорции, гармония. Считаю, что они на многое способны, доверяю им и рекомендую людям получать такое образование.

 

— Какой город вас особенно восхищает с архитектурной точки зрения?

— Я побывал в 68 странах, у меня хорошее представление о мире. Самый красивый город — это Рим. Я горячий поклонник ренессанса, барокко, античности.

 

— Интересует ли вас русская архитектура?

— Она уничтожена почти во всех городах, мы не берегли свое достояние. Кроме Петербурга у нас нигде не сохранилось историческое обличие городов.

 

— Расскажите про вашу выездную школу Александра Васильева.

— Следующая пройдет в Марокко, 20 ноября туда отправимся. Школе 11 лет, за это время обучилось около 1900 женщин, в основном, конечно, состоятельные. Мы ходим с моими ученицами в музеи, разбираем тенденции моды, я им даю советы. И, главное, их мужья тоже счастливы: просят забрать жену «на подольше», иногда готовы за 3 года вперед заплатить. Много среди учениц и одиноких богатых женщин, у которых дети выросли, а на Рублевке им скучно. Хочется шопинга, общения с подружками, да и со мной сфотографироваться. Многие боятся ехать в Марокко без компании и в Париж без знания языка в одиночку не решаются, а в туристической группе путешествовать неинтересно — нет атмосферы, а у нас есть. Некоторые ко мне много раз приезжают учиться: одна рекордсменка 25 раз ездила со школой и дальше готова. Спрашивает только: «Куда в следующем месяце отправимся?»

 

— Привозите их в Томск, такая экзотика!

— Они не хотят по нашей стране путешествовать со мной, здесь плохой шопинг. Я их в 17 часов отпускаю (с 10 до 17 у нас занятия), они покупают новые наряды, отдыхают от меня. Хотя иногда звонят, спрашивают совета «Купить ли мне это кольцо, здесь бриллиант 17 каратов?».

 

— Вы написали 27 книг. Над чем сегодня работаете?

— Я против полуфабриката, а серьезная работа требует много времени. Есть писатели, не буду упоминать их имен, они выпускают по книге в месяц. Я не понимаю, как такое возможно. Мне нужно время. Когда я нахожусь в состоянии между самолетом и выступлением, то не могу ничего написать. Мне нужен творческий брейк. Я собираю материал для книг, они у меня все исторические, но от этого этапа до непосредственно написания проходит время.

 

— Не откроете тайну, для чего собираете материал сегодня?

— Нет, иначе это через несколько минут появится в интернете, и тысяча людей начнет обсуждать мои фразы. Какое бы название я ни озвучил, оно будет украдено моментально. У меня названия всегда хорошие, привлекательные! Все должно до последнего держаться в тайне. Много из моих вышедших книг затем обсуждались в таком тоне: «Мы тоже так могли бы!». Так что же не сделали, раз могли? Не догадались! Не буду никому подсказывать.

 

— Бывают  у вас выходные?

— Нет. Если бы я находился в одном из моих домов, у меня их несколько в разных странах, я бы мог один день для себя провести. Но все равно — компьютер, огромное количество вопросов, просьб. Милые дамы говорят: «Мне только маленький совет», и дальше на 1,5 страницы вопрос, как выйти из того или иного положения или прославиться…

 

— Вы сами ведете свои страницы?

— Инстаграм ведет мой помощник, но я даю ему фотографии. А на фейсбуке, в одноклассниках, в контакте я сам на все отвечаю, делаю посты. Ни у кого нет даже паролей от моих аккаунтов.

 

Как вы сам считаете, в чем секрет вашего успеха?

— Я не ленюсь, не собираюсь почивать на лаврах, хотя многих это удивляет, ведь я уже многого достиг. Обхожусь без эксцессов: ни разу никого не укусил, не подрался, не прыгал голым в фонтан. За мной нет шлейфа скандалов. Это очень важно, к таким методам вообще прибегают, только когда больше нечем привлечь внимание. Я вместо этого стараюсь проводить новые проекты и выставки. Но имейте в виду, клеветники и завистники находятся у всех. Всегда кто-то в интернете напишет, как все было плохо. Если вести себя правильно, то таких отзывов будет немного: никого не третируйте, говорите на одной волне и с королевой, и с дворником, и люди к вам потянутся. Иначе потом дворник такое про вас напишет в интернете, что ни одна королева не защитит!

 

— Насколько семья и среда, в которой вы росли, внесла свой вклад в вашу успешность?

— Я всем обязан своей семье. Мой отец был знаменитым художником, уважаемым человеком, безумно работоспособным и творческим, активно способствующим моему образованию и формированию как личности. То же самое могу сказать про маму. Если бы не родители и не база и образование, полученные в детстве, то я никогда не добился бы успеха. Я был «звездой» на телевидении с 8 лет, спасибо за это моим родителям, которые благодаря связям своим предложили меня посмотреть: я понравился, и меня позвали вести детскую передачу «Будильник» вместе с Надеждой Румянцевой. Меня смотрели миллионы уже тогда, в 70-е годы. Это потом обо мне забыли. Закроется «Модный приговор» — обо мне тоже не вспомнят, если я не будут что-то другое делать. Важно всегда находить новый проект.

 

 Журнал Дорогое Удовольствие в Томске, ноябрь 2015

Instagram @mosaico_family @mosaico4men @mosaico_fashion_discount